Меню сайта |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
|
|
| Приветствую Вас Гость | RSS
Развитие детей с ЗПР
Четверг, 25.04.2024, 22:11 | |
|
|
Внимание
Внимание —
это психический процесс, который следует развивать с раннего детства, так как
он будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию
умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей
сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть
наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять
внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой
деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного
вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную
активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно
концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
У наших особых детей
недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей
познавательной деятельности. Дети на занятиях крайне рассеяны, часто
отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, способны продуктивно
работать не более 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7
мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты
«отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними
делами.
Рассмотрим несколько игр,
позволяющих развить внимание ребенка.
Развитие двигательного внимания - «Сделай как я» Возьмите 6 счетных палочек и
выложите произвольную композицию, затем на 1 - 2 секунды покажите ее ребенку.
Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой
игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить
композицию, сделайте в своей композиции ошибку.
- «Ладошки»
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на
левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл
игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала
"волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки
ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
- «Нос – пол – потолок». Ведущий произносит слова:
"нос", "пол", "потолок", а показывать либо на
верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на
потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект,
который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове
и показать в верном направлении.
- «Делай наоборот» Преподаватель показывает упражнение,
а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель
выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг
вперед, а дети – шаг назад и т.д.
- «Повтори движение» Ведущий оговаривает условие игры: он
будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного,
например, поднимать руку - нельзя. Дети должны внимательно следить за тем,
какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.
- «Выполни уговор строго» Ведущий становится напротив играющих
и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны
скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут
кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже хлопнут в ладоши. Перед
началом ведущий проводит с играющими «репетицию».
- «Топ-хлоп». Ведущий
произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное,
дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет
снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица".
Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Развитие зрительного внимания - «Сосчитай!» Игра
без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали
(похлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить,
нужно рот 5 раз открыть» и т.п.
- «Секретное письмо» Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру. Пусть малыш
попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной
бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.
- «Разведчик» Начните
игру из коридора. Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти.
Помоги белочке. Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по
следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка,
нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка
становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
- «Наблюдатель» Сядьте
с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите
ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик")
вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых
и гладких) предметов в этой комнате".
- «На что смотришь?» Скажите ребенку, что будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать,
на что именно. Можно меняться ролями.
- «Кто стоял в
очередь» Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть
ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем).
Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами.
Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к
куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы
одежды.
- «Шапка - невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и
затем перечислить их.
Развитие слухового внимания - «Слушаем тишину» Предлагается всем послушать
тишину, а потом
определить, кто и что услышал в тишине.
- «Волшебное слово» Сначала следует договориться, какие
же слова считать «волшебными». Вы рассказывает историю или произносите подряд
любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал:
стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
- «Что слышно?» Ведущий предлагает
детям послушать и
запомнить то, что происходит за дверью или ширмой.
Затем он просит
рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и
точнее определит источники звука. Предметы, которые могут быть
использованы для игры:
барабан, свисток, деревянные ложки, детское пианино, емкости с
водой для ее переливания, стеклянные предметы и молоточек
для стука и т.д.
- «Запомни ритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую
он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец,
дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число
непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире
между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается
считать число хлопков в соответствии с
их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она
воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем - нарастающем темпе.
Сбившийся выбывает.
- «Думай
быстрее!» Предложите малышу поиграть в мяч. Вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую труппу Он
должен вернуть вам мяч назвав объект из
этой группы. Например: посуда — тарелка, овощи - огурец и т.д.
- «Говори!» Детям
предлагается ответить на простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно
будет только тогда, когда дана команда: "Говори!"
"Какое сейчас время
года?" Педагог делает паузу. "Говори!"
"Какого цвета у нас
в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"
"Какой сегодня день
недели?"... "Говори!"
"Сколько будет два
плюс три?" и т. д.
|
|
Поиск |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|